postheadericon Баня-лекарь

баня лекарь 300x224 Баня лекарьВ баню мы приходим не только, чтобы просто помыть тело, а скорее – отогреться и очиститься духом, воспрянуть душой и телом. Русская баня, издревле почитаемая в России, всегда была не только храмом здоровья, но и лечебницей, где знахари и ворожеи исцеляли своих пациентов. Банных методик и рецептов существовало множество. Главное, что они сохранились до наших дней. Бани устраивали и против «черной погани», и против блуда, и для привлечения в жизнь любви. Ворожили в банном пару и мужиков для богатырского здоровья, и рожениц, чтобы оздоровить младенца. Уникальные методы славянских ведунов сохранились и приносят пользу по сей день. Человечество зародилось более полутора миллиона лет назад, когда на Земле преобладал теплый климат. Природа «запрограммировала» человека на жизнь при достаточно высокой температуре. Поэтому, когда наступил ледниковый период и на планете похолодало, разум человека подсказал, как научиться добывать огонь. Человек всегда тянулся к теплу, радовался благодатным солнечным лучам, его всегда манили горячие источники. Огонь и тепло – жизненная потребность людей, включенная в его эволюционно-генетическую программу. Именно поэтому мы – современные люди – так любим смотреть на горящее пламя костра. Именно поэтому нас манит к ласковому жару бани. С давних времен люди искали горячие источники и окунались в них, испытывая наслаждение от горячего пара. Как утверждают археологи, многие кавказские горячие источники, в том числе и знаменитый Цхалтубо, были известны людям каменного века. Судя по выдолбленным в скалах ваннам, люди пользовались ими в лечебных целях. На Северном Кавказе в пещерах горы Машук археологи обнаружили одну из стоянок скифов. Древний народ манили горячие ручьи, бани, – с естественным паром – сотворенные самой природой. На всех континентах земного шара находится множество горячих целебных источников. В городе Гиеополисе сохранился один из самых древних теплых водоемов и руины, наверное, одной из самых древних бань, в которой парились еще во времена Гомера.

История жаркой бани уходит в глубь веков, в седую древность. Сошлюсь на один исторический документ: «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию». Его автор – Адам Олеарий. В 1633 году он посетил Москву с посольством к царю Алексею Михайловичу. Затем совершил путешествие из Россию в Персию. Олеарий писал, что: «В России нет ни одного города, ни одной деревни, в которой бы не было парных бань, общественных или частных». Побывав в одной из бань Астрахани, Олеарий отмечал: «Русские могут выносить чрезвычайный жар. В бане, ложась на полках, велят себя бить и тереть разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить… Когда от такого жара, – пишет чуть далее Олеарий, – они делаются все красные, то обливаются ледяной студеной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются по снегу, трут им тело, будто мылом, и потом, остывши таким образом, снова входят в жаркую баню.

Так как бани обыкновенно устраиваются при реках и ручьях, то моющиеся в них из жару бросаются прямо в холодную воду… Та перемена противоположных деяний, – заключает автор, – благоприятствует их здоровью». Правда, у Олеария есть определенные преувеличения, причем довольно забавные. Тем не менее они свидетельствуют о незыблемости народного обычая париться в бане. Иноземный путешественник пишет: «Если русский человек чувствует себя больным, он выпивает хорошую чарку вина, всыпав в нее предварительно заряд ружейного пороха или смешивая напиток с толченым чесноком, и немедленно затем идет в баню, где в нестерпимом жаре потеет два-три часа. Такая энергичная терапия, в сущности, не лишена некоторого практического смысла». Думаю, что какой-то старинный русский шутник прихвастнул для красного словца, что, дескать, в красном вине порох растворяет, ну а Олеарий и поверил. В архивах найден дневник одного иностранца, побывавшего в Москве 13 ноября 1709 года. Он отмечал: «За городом мне случилось видеть, как русские пользуются своими банями. Несмотря на сильный мороз, они выбегали из бани на двор совершенно голые, красные, как вареные раки, и прыгали в протекавшую поблизости реку. Затем, прохладившись вдоволь, вбегали обратно в баню, но, прежде чем одеться, выскакивали еще и долго, играя, бегали нагишом по морозу и ветру. В баню русские приносят березовые веники в листах и скребут и царапают свое тело, чтобы в него лучше проникала теплота и шире отворялись поры.

В России от всех болезней лечат три доктора, пользуя всех, как больных, так и здоровых. Первый доктор – это русская баня, о которой только что уже писано. Второй – это водка, которую пьют как воду или пиво все те, кому позволяют средства. И третий – это чеснок, который русские не только употребляют как приправу ко всем яствам, но и едят сырой среди дня». Уроженец Курляндии Яков Рейтенфельс, живший в Москве в 1670—1673 годах и посещавший царский двор, написав о России, отмечал, что: «Русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не наевшись и не напившись затем за одним столом». Общая трапеза после бани считалась символом дружбы. Если гость ел неохотно, это считалось дурным признаком: «Он ни пьет, ни ест – он не хочет нас одолжить». На русскую баню обратил внимание и Александр Дюма. В 1858 году писатель путешествовал по России, гостил в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, добрался аж до Кавказа. И везде ему устраивали восторженный прием, ведь произведения Дюма начали печатать в России за три десятилетия до его визита. И они привлекли внимание Пушкина, Гоголя и Белинского. Возвратившись из России, Александр Дюма написал роман «Записки учителя фехтования». У нас это произведение издавалось только одиножды – в 1925 году, да и то мизерным тиражом. Есть в романе такой эпизод – француз, учитель фехтования, приехал в Петербург, где ему все любопытно: «Я отправился к Адмиралтейству, но по дороге мне захотелось помыться в русской бане. Я много слышал во Франции об этих банях». Далее Дюма, устами своего героя, описывает впечатления от русской бани: «Войдя туда, я остолбенел, мне показалось, что какой-то Мефистофель, без моего ведома, доставил меня сюда. Температура здесь выше температуры крови человека». Учитель с удивлением и в то же время с восхищением наблюдал, как в такой жаре люди старательно бьют друг друга вениками, трут, моют. Правда, сам француз не выдержал жара и, в то время как все остальные наслаждались процедурой, выскочил вон. Но давайте вернемся к традициям старинной русской бани, ведь история открывает нам прилюбопытнейшие ее страницы.

русская баня 300x229 Баня лекарь

На Руси испокон веков чтили банный обряд, никогда его не нарушали и баню не запрещали, как неоднократно случалось в других странах. Не случайно старинная русская поговорка гласит: «Баня не заговенье – на нее нет запрета». Геродот описывает, как тешились в бане скифы. Могучие бородатые люди устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивали их войлоком. Взяв конопляные семена, залезали в эту войлочную баню и бросали их на раскаленные в чане камни. От этого, замечает историк, поднимается такой сильный жар, что ни одна римская баня не шла в сравнение. Наслаждаясь ею, степняки вопили от удовольствия. У Геродота есть упоминание о том, что скифы после погребения покойника очищали себя парной баней. Скифские женщины растирали на шероховатых камнях, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали тело, а когда на следующий день смывали, оно становилось чистым и блестело, отбелившись; кожа становилась полированной и сияла. Не зря Роксана так сильно поразила бисексуала Александра Македонского.

Баня упоминалась в восточнославянских мифах. Из них мы узнаем, что ее почитали даже Боги. С баней неразрывно связывали и рождение человека, столь благоговели перед этим древнейшим обычаем. В одном из подобных мифов сказано, что некогда на небесах мылся Бог, причем с огромным удовольствием. Пена разлетелась во все стороны и, упав на Землю и смешавшись с водой, сотворила человека. Когда же Бог увидел со своей высоты, что с земли поднимаются голые люди, он плеснул сверху на них своей водицы из небесной баньки и сказал: «Да негоже вам быть такими чумазыми». С тех пор русские стали почитать баню, ведь они вышли из воды да из баньки, и сам Господь наказал им мыться. Византийский историк Пракопий Кеасарий-ский, живший в V веке, пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь, омывая их и в дни рождения, и перед свадьбой, и после смерти. «И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для выхода дыма. В доме же всегда имеется резервуар для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которые приводят в движение воздух и притягивают его к себе и тогда открываются их поры и исходит излишнее из их тел, и текут из них реки, а приходят радость и улыбка». Далее чужеземец отмечает: эти люди не знали ни чесотки, ни язв, ни чумы. В конце прошлого столетия во время раскопок Иерихона – города библейских времен, история которого насчитывает более семи тысячелетий, – русские археологи, работавшие там, обнаружили великолепную баню из мрамора. Тогда в Европе ходила шутка: «Русские так любят баню, что отыскали ее даже в раю». В книге Нестора «Повесть временных лет» тоже имеется немало строк, посвященных бане. Например, о том, как в еще не ставшем тогда Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, идя с проповедью христианства, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками, а затем окатывали холодной водой: «И возмуть на ся трутье младое и бьють ся сами… и облеются водой студеною… и то творят мовенье собе, но не мученье». Нестор повествует о походе Олега в Константинополь в 907 году. В договоре с Византией говорится о праве русичей пользоваться банями: «И да творят мовь елико хотят». Историк Прокопий Кеасарийский упоминает о том, как местные, враждовавшие с войском Олега, возмущались: «Живем мы в хижинах в стране пустынной, а этим кутингурам дано право мыться в византийских банях и жить в золоте». Так они говорили о победоносных войсках князя Олега. Еще одна интересная подробность: в Древней Руси побежденные платили дань, в том числе и березовыми вениками для бани. Киево-Печерский монастырь был крупнейшим очагом культуры Киевской Руси. Он славился библиотекой с ценнейшими книгами, в том числе и по медицине. Печерские монахи, прослышав о пользе парных бань, стали их устраивать для лечебных целей, но на русский самобытный манер. Древнерусские иноки-целители не брали платы за лечение, их называли врачами «безмездными», то есть лечащими безвозмездно. Уже в наше время археологи обнаружили в Киеве близ Софийского собора остатки древней каменной бани – печь со стенами в тринадцать рядов кирпичной кладки. Такая внушительная печь могла давать очень сильный жар. Да и остальное оказалось устроено очень ладно: просторный предбанник, где, видимо, не только раздевались и отдыхали, но и обливались холодной водой, а в другом помещении – купальня. Русская баня упоминается в летописях X—XII веков. Ее называли: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня.

Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий

Метки

Заморские фрукты Зоология почвы Лекарства из сада Мир у нас под ногами. Напитки Начало стройки Пенсионерам Полезные мелочи Строим дачу Укроп Ягоды на зиму банный пар на отварах. баня-лекарь варим суп вишня вредители всё о сливе высокие грядки из чего и что строить на даче и сушим и мочим капуста и её соседи колодцы корнеплоды косметика на даче лечение овощами ломать не строить любите грибы обустраиваем дачу подготовка овощей помидоры правильный полив проволочник растения -лекари сладкие супы создаём сад сорта патиссонов сорта слив сорта тыквы сохраняем овощи сохраняем уражай стиль кантри строим погреба травки фасоль яблоки Ваш юрист (2)
Вредители (3)
Выбираем сорта (11)
Грибница (2)
Дачное лечение (18)
Дачное хозяйство (2)
Красивый огород (1)
Красивый сад (1)
Новости (40)
Овощи (9)
Полезные советы (13)
Почва как наука (1)
Саженцы (7)
Строительство и Дизайн дачи (13)
Фото-Выставка (1)
Ягоды и фрукты (8)

Для показа облака WP-Cumulus необходим Flash Player 9 или выше.

Приметы
СОЦ опрос

Что Вы больше любите садить?

View Results

Loading ... Loading ...
ЧАТ
LOADING...
Яндекс.Метрика
Животные и растения: Ищу хозяев